Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Одной из составляющих общей безопасности является дорожная безопасность. И именно дорожная безопасность, как показывает статистика, является в настоящее время наиболее проблемной. За последние годы всё чаще дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. За прошедший 2017 год только на дорогах Новосибирского района 35 детей (до 16 лет) получили травмы различной степени тяжести, один ребёнок погиб. Вследствие чего возникает вопрос об усилении мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий, особенно среди детей и не только специалистами Госавтоинспекции, а и педагогами образовательных организаций. Воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения возможно только, если начать это с самого раннего детства. Именно об этом говорилось в докладе «Формирование культуры поведения на дороге детей школьного возраста» старшего инспектора группы по пропаганде полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области капитана полиции Ольги Николаевны Гейнисман. Она выступила на первом в этом году педагогическом совете учителей Новосибирской области в Региональном ресурсном центре дистанционного обучения (РРЦДО) структурного подразделения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Новосибирской области «Областной центр образования» посёлка Тулинский.
«Дети без социального навыка и обучения не умеют управлять своим поведением на дороге. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. Оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение. Избежать опасности можно, лишь обучая детей культуре поведения на дороге. А для достижения этой цели необходимо решить несколько задач: создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения; развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке; вырабатывать у школьников привычку правильно вести себя на дорогах; воспитывать в детях грамотных пешеходов», считает Ольга Гейнисман.
«Конечно, для успешной реализации задач по формированию у школьников культуры поведения на улице и в транспорте ребенок должен ориентироваться в пространстве и должен осознавать понятия «близко», «далеко», «слева», «справа», «сзади», «по ходу движения», правильно воспринимать скорость движения транспорта, пешеходов: «быстро», «медленно», «поворачивает», «останавливается», соглашается с ней заместитель директора по УВР, руководитель РРЦДО ГБОУ НСО «ОЦО» посёлка Тулинский Марина Валерьевна Никифорова.
Решение задач по безопасности дорожного движения осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, беседы, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, обсуждение ситуаций, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов, считает Марина Валерьевна.
На этих занятиях для более устойчивого внимания детей используется прием удивления, и суть создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставить задуматься, помочь другому в трудной ситуации. Именно это и является очень важным условием для успешного усвоения материала.
Кроме того, необходимо помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Именно отсутствие этих качеств, чаще всего, становится причиной дорожных происшествий.
Автоинспекторы настаивают, что обучение детей дисциплинированному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. А для достижения положительного результата немаловажна роль родителей, их взаимодействие с образовательной организацией. Необходимо на собраниях акцентировать внимание родителей на то, что, идя по улице с ребенком, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу, нужно упоминать о том, как и где можно правильно перейти проезжую часть, вспомнить о том, как и где нельзя этого делать. Эффективно на процесс восприятия ребенком информации о правилах дорожного движения будет влиять указание на пешеходов или водителей, которые эти правила нарушили.
Очень важно не пугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность или невнимательность. Нужно, наоборот, развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным методом является чтение детям стихов, загадок, детских книжек, посвященных безопасности движения.
Помните: самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему, как правильно вести себя на улице.
Только в тесном сотрудничестве образовательной организации, семьи и Госавтоинспекции, полученные школьниками знания и усвоенные правила станут нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека.
Группа по пропаганде полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области
Ответы