Изучение правил дорожного движения: взгляд «изнутри»

Есть правила общения и правила движения.
Есть правила дорожные, что всех нас берегут!
И, может быть, однажды мы голос их услышим.
И, может быть, однажды они свой гимн споют!

Многое уже написано по вопросу изучения правил дорожного движения и в детском саду, и в школе. И есть коллекция методов и приёмов, которые уже хорошо зарекомендовали себя с игровой точки зрения – сказки, спектакли, сюжетно-ролевые игры и так далее.
И, всё-таки, думается, необходимо сделать акцент на те методические приемы, которые позволяют ребятам быть не просто слушателем или участником данных мероприятий, но стать их своеобразным лидером.
Полезно порой примерить на себя роль, например, того или иного дорожного знака и попытаться что-то сказать «от его имени». Любой человек, будь то взрослый или ребёнок, пропуская через себя любую информацию, лучше её воспринимает и понимает. А поэтому, изучая правила дорожного движения, необходимо вовлекать ребят в этот процесс, делая упор на некую самостоятельность изучения ПДД.
Когда ребёнок проживает процесс постижения сути дорожных знаков как бы «изнутри», он становится более внимательным к мелочам и где-то даже начинает «сочувствовать» этим знакам, и лучше понимает их предназначение. Эмпатическое раскрытие их сути через некое приобщение к деятельностным аспектам данных знаков способствует усвоению дорожных правил.
Одно дело – выучить роль сказочного персонажа в сказке по ПДД (то есть ребёнок повторяет истины, написанные кем-то для него), совсем другое дело – создать эту роль самому, причём, создать её как бы «изнутри» какого-то дорожного знака, как некоего объекта ПДД.
Вот несколько возможных упражнений:
1. Так, например, изучая сигнала светофора, стоит предложить ребятам следующее упражнение: «Ты – светофор. А по проезжей части двигаются подростки на красный свет. Что ты чувствуешь в данный момент? Чтобы бы тебе хотелось сказать этим ребятам?»
2. Ты дорожный знак «Осторожно, дети» Как бы ты мог объяснить водителям, что обозначает твой знак? Скажи им о том, что тебя волнует.
И так далее. Можно разработать сколько угодно подобных упражнений по аналогии.
Дети в большинстве своём любят быть лидерами, им это необходимо для психологической уверенности в себе и своих силах. И потому, становясь на время лидерами дороги (назовём так в данном случае дорожные знаки), ребята осваивают новую для них траекторию и становятся, по существу, равными этим знакам. То есть, дорожные знаки как объекты дорожного движения полезно на время сделать субъектами, которые размышляют и призывают к действию не просто как символы, но как «равные» нам в человеческом плане «существа».
Когда ребёнок как будто «становится» дорожным знаком, он получает возможность рассказать о себе, о своих чувствах, мыслях окружающим, может даже «пожаловаться» на нерадивых пешеходов и так далее.
Данные тезисы лишь точка зрения автора доклада, а смысл в том, чтобы предложить учителям и методистам поразмышлять по данному вопросу и вынести свой вердикт.

Автор: Бочкарёва С.В., учитель МБОУ «Гимназия№19», г. Курган
Скачать DOC