Держись правее, Свенссон!

Наверняка ты слышал, что в Японии и Великобритании дорожное движение отличается от российского. Действительно, в нашей стране — правостороннее движение, а это значит, что:

  • Когда ты стоишь на пешеходном переходе, автомобили движутся слева направо;
  • Во время любой поездки встречная полоса всегда находится слева от тебя;
  • В большинстве автомобилей рулевое управление расположено слева.

В Японии и Англии всё наоборот. И на самом деле, стран с левосторонним движением гораздо больше, чем две: это и Австралия, и Новая Зеландия, и Багамские острова, Кипр, Индия, Пакистан и многие другие. 

Ты когда-нибудь задумывался, почему в разных странах движение организовано по-разному? И почему бы не сделать везде одинаково? Представляешь, насколько сложно перестраиваться с левостороннего движения на правостороннее на своей праворульной машине? :)

Ученые говорят, что это связано с тем, что абсолютное большинство людей — правши. Именно поэтому естественным образом, стихийно и независимо друг от друга в разных странах по всему миру формировалось именно правостороннее движение. 

Страны с левосторонним движением — это исключения, которые порой очень сложно объяснить. Например, в Англии ввод левостороннего движения связывают с правилами движения морского транспорта. Левостороннее движение в Австралии, Индии и других бывших английских колониях — это влияние британских законов. В Японии появление левостороннего движения связывают с тем, что так удобнее было расходиться самураями с длинными мечами. 

Но будем честными, на самом деле, ответ очень прост — так исторически сложилось и очень сложно и дорого теперь что-то менять. В XXI веке невозможно себе представить, чтобы страна (даже не такая огромная, как Россия) решилась изменить направление движения на своих дорогах. Однако, история помнит один случай, когда это получилось сделать. Это был День «H» в Швеции. 

3-го сентября 1967 года в 5 утра Швеция перешла с левостороннего на правостороннее движение

3-го сентября 1967 года в 5 утра Швеция перешла с левостороннего на правостороннее движение. Зачем? Во-первых, чтобы было удобнее выезжать за границу к правосторонним соседям — в Норвегию и Финляндию. Во-вторых, 90% автомобилей на дорогах Швеции были леворульными, а они созданы для правосторонних дорог. Любопытно, что Швеция даже для внутреннего рынка тогда производила леворульные автомобили. Шведское правительство предполагало таким образом сократить количество аварий и пробок — ведь так автомобилистам на леворульных машинах будет легче оценивать ситуацию на дороге.

Что ж, решение кажется вполне обдуманным и даже естественным. Однако такой серьезный шаг правительство Швеции не могло предпринять без поддержки народа. Именно поэтому перед тем, как что-то делать, было проведено всеобщее голосование — референдум. Как ты думаешь, как проголосовали шведы? Разумеется, они были против! Лишь 15% граждан поддержали инициативу правительства. Еще бы! Ведь правительство предложило народу полностью изменить свои привычки. Зачем что-то менять, когда все давно приспособились к левостороннему движению? Переход на правостороннее движение только запутает автомобилистов и количество аварий и пробок не только не уменьшится, но даже возрастет! Это катастрофа!

Опасения шведов были понятны. Но правительство не отказалось от идеи “причинить добро” своему народу. Главной целью стало — объяснить людям, почему правостороннее движение удобнее и безопаснее и как безболезненно всей стране перейти слева направо.

Спешить было нельзя, поэтому подготовку к Дню «H» (в переводе с шведского  — “правостороннее движение”) начали за 4 года. И это еще немного, ведь нужно было заменить все дорожные знаки в стране, переставить все светофоры, обновить весь автобусный парк (все 8000 автобусов в Швеции были праворульными), а главное — подготовить жителей страны к изменениям, чтобы избежать массовых аварий и жертв. 

Наверное, это была одна из самых масштабных рекламных акций в Швеции — у Дня «H» был свой логотип, который печатали буквально на каждом столбе, о переходе на правостороннее движение очень много говорили по телевизору, по радио, писали в газетах, о нем даже сочиняли песни, а песня «Håll dig till höger, Svensson», что в переводе со шведского означает “Держись правее, Свенссон” стала гимном проекта и поднялась до 5 места в национальном хит-параде. Своеобразным символом перехода стали автомобильные перчатки, которые раздавали бесплатно: правая — зеленая, левая — красная.

Когда день «Х», то есть День «H», настал, на дорогах страны собрались толпы людей в самом праздничном настроении. Несмотря на все предубеждения, шведы все же согласились с изменениями. 3-го сентября 1967 года на улицах пели и плясали, запускали фейерверки, это бы настоящий национальный праздник. В 04:50 по многочисленным громкоговорителям объявили в начале перехода и автомобили должны были остановиться и перестроиться в другой ряд. В 05:00 Швеция стала страной с правосторонним движением.

The Tekstars- Håll dig till höger, Svensson

 

Удивительно, но переход прошел без единой аварии. Специально, чтобы избежать жертв, в первое время после Дня «H» в Швеции был введен режим ограничения скорости. И, кстати, в первый месяц количество автокатастроф в Швеции действительно снизилось. Правда, после того, как автомобилисты привыкли к правостороннему движению, показатели аварийности вернулись к прежнему уровню. Все-таки с авариями и пробками нужно бороться по-другому.

Неожиданным последствием перехода на правостороннее движение в Швеции стал отказ по всей стране от трамваев, которые оказалось сложно адаптировать под новую систему. Кстати, железная дорога и метро в Швеции остались левосторонними — их переводить тоже было сложно, а отказаться от них — нельзя.

День «H» — это пример образцово организованной акции по изменению автомобильных привычек целого народа!

День «H» — это пример образцово организованной акции по изменению автомобильных привычек целого народа! Сейчас такое практически невозможно — это дороже и сложнее. Организаторы дня H признаются, что и сами они вряд ли смогли бы повторить свой успех. Во-первых, проигнорировать результаты референдума было бы невозможно — это скандал мирового уровня. Во-вторых, сейчас СМИ настолько разнообразны, что охватить всех граждан страны практически невозможно. В 1967 году шведы смотрели один телеканал, слушали одно радио, читали одни и те же газеты, поэтому рассказать о Дне «H» было несколько проще. 

А ещё сейчас в любой развитой стране намного больше дорог, сложных развязок и автомобилей. Поэтому если в 1967 году шведы потратили на переход 628 млн. крон (216 млн. долларов по нынешнему курсу), сложно представить, сколько такой проект мог бы обойтись налогоплательщикам сейчас.

Автор публикации

не в сети 3 дня

Юный Инспектор

С 28.04.2014
КОММЕНТАРИИ: 5 ПУБЛИКАЦИИ: 149 Рейтинг: 8

Оставьте комментарий

Другие статьи