Дополнительная образовательная программа «Юные Инспекторы Движения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа №138 Ленинского района г. Нижнего Новгорода

Дополнительная образовательная программа  «Юные Инспекторы Движения»

Морозова Тамара Владимировна, классный руководитель

Пояснительная записка.

Программа строится на следующих принципах:

  • — индивидуальной системы роста каждого воспитанника;
  • — сочетание коллективных и индивидуальных способов деятельности;
  • — возрастной подход к разработке заданий, занятий, состязаний.

Формы занятий.

Основные методы обучения – словесный, наглядный.

Практическая часть — это закрепление материала через игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, игры-путешествия, игры-эстафеты и др.) Использование игровых приемов повышают интерес к данному виду деятельности и эффективность обучения. Кроме того, используются и другие формы изучения и закрепления материала: экскурсии, конкурсы рисунков, кроссвордов, изготовление знаков, макетов, поделок, проведение КВН, викторин, конкурсов и т.д.

 

Основная направленность программы — социально-педагогическая.

Данная образовательная программа способствует:

—  умственному развитию — обучающиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию;

— нравственному воспитанию — через занятия у обучающихся формируется культура поведения среди сверстников, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей, ­уважительное отношение к людям, развитие личной ответственности за поведение на дороге, дисциплинированности как участников дорожного движения;

эстетическому воспитанию — участвуя в различных творческих конкурсах, обучающиеся повышают свой общекультурный уровень.

Цель программы: создание условий для развития гражданственности обучающихся, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения детей к организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения.

Задачи:

Обучающие:

— развивать  познавательный интерес;

— повышать уровень знаний обучающихся по безопасности дорожного движения;

— способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах;

— способствовать развитию мотивации к проведению профилактической работы по ПДД.

 

Воспитывающие:

— воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;

— формировать навыки культуры поведения в транспорте;

— формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни

и здоровью, к  личной безопасности и безопасности окружающих.

 

Развивающие:

— развивать умение ориентироваться в дорожно­ — транспортной ситуации;

— способствовать развитию у детей быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, находчивости.

 

Участники программы: обучающиеся 5-7 классы, возраст 11- 14 лет.

Срок реализации: 3 года.

Режим занятий: общее количество часов по программе — 27, в год ­9, в месяц – 1 час

Каждое занятие включает в себя теоретический и практический материал в соответствии с темами учебно-тематического плана.

Предполагаемые результаты.

В результате обучения у детей должны сформироваться навыки правильного поведения на улицах и дорогах, предвидения возможных опасностей и принятия решения как их избежать; способность анализа своего поведения и ответственного отношения к тому, что можно и чего нельзя на улице, дороге, в транспорте.

Ожидаемые результаты обучения первого года обучения.

Обучающиеся ( ЮИД) должны знать:

— значение знаний ПДД в жизни человека;

— основные правила поведения на улицах и дорогах;

— значение сигналов светофора.

Обучающиеся ( ЮИД) должны уметь:

— выполнять обязанности пешехода;

— различать безопасные места для перехода улиц и дорог;

— выбирать безопасные места для игр и прогулок.

Ожидаемые результаты обучения второго года обучения.

Обучающиеся ( ЮИД) должны знать:

— назначение дорожных знаков;

— значение сигналов регулировщика;

— каким бывает общественный транспорт и каковы правила поведения в нем.

Обучающиеся ( ЮИД) должны уметь:

— использовать правила пешеходов и пассажиров;

— различать дорожные знаки;

— показать сигналы регулировщика, объяснить их значение.

Ожидаемые результаты обучения третьего года обучения.

Обучающиеся ( ЮИД) должны знать:

— специальные места для перехода дороги;

— правила перехода перекрестков;

— основные правила оказания первой доврачебной помощи.

Обучающиеся ( ЮИД) должны уметь:

— решать проблемные ситуации;

— опознавать группы знаков по их основным признакам;

— переходить проезжую часть на регулируемым и нерегулируемым перекрестках.

Отслеживание результатов образовательного процесса основано на мониторинговых исследованиях обучающихся и проводится с помощью различных форм: наблюдение, разбор ситуаций, тестирование, анкетирование, проведение итоговых занятий по основным темам программы. Целью итоговых занятий является выявление уровня знаний, умений и навыков, личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

 

Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование темы Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 0,5 0,5 1
2 Азбука дорожного

движения

1 2,5 4
3 Творческие конкурсы 1 1 1
4 Экскурсии 1 1
5 Итоговые занятия 1 1 2
Итого 3 6 9

Содержание программы:

Вводное занятие: обсуждение плана работы, инструктаж по технике безопасности. Игры на знакомство.

Азбука дорожного движения:

Теоретическая часть: Участники дорожного движения. Правила движения пешеходов. Дорожная разметка. Как перейти улицу. Знак «Пешеходный переход». Сигналы светофора. Перекресток. Сигналы регулировщика. Правила поведения в общественном транспорте. Подземные, надземные переходы. Знаки дорожного движения.

Практическая часть: Задания по картинкам, изображающим дорожные ситуации. Игры «Транспорт», «Пешеход», «Дорожные знаки», «Красный, желтый, зеленый», «Сложи слово», «Собери картинку», «Я ­– регулировщик», «Что за знак?», «Автобус», «Посади каждого водителя в машину», «Найди знак», «Поставь знак». Создание безопасного маршрута. Задания «Раскрась знаки», «Дорисуй картинку». Конкурсно — игровая программа «Знаки дорожные — наши помощники».

Творческие конкурсы: конкурс сказочных историй о непослушном автомобильчике, конкурс иллюстраций к рассказам, конкурс рисунков «Новый знак», конкурс поделок «Безопасность дорожного движения», конкурс рисунков на тему «Водители! Мы обращаемся к вам!».

Экскурсии: на перекрестки, по улицам города «Опасности зимой», «Опасные ситуации на дороге», «Какие знаки я знаю».

Итоговые занятия: проверка знаний, умений, навыков в соответствии с учебно-тематическим планом в форме конкурсно-игровых программ.

Первый год обучения

тема месяц всего В том числе
теория практика
1 Город, в котором мы живём, и возможные опасные ситуации. Для чего знать и соблюдать ПДД. История их возникновения: как было раньше и как сейчас 0,9  

1

 

0,5

 

0,5

2 Правила поведения на улице. Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные переходы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Скрытые опасности на дороге 10  

1

 

0,5

 

0,5

3 Виды транспортных средств и дорожное движение. Конкурс на лучший рисунок 11  1  0,5  0,5
4 Игры детей и дорожная безопасность. Где можно и где нельзя играть 12  1  0,5  0,5
5 Мы—пассажиры 01 1 0,5 0,5
6 Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности. Роль дорожных знаков в безопасности движения пешеходов 02  1  0,5  0,5
7 Светофор—наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы. Сигналы регулировщика 03  1  0,5  0,5
8 Обобщающее занятие. Подведение итогов 04 1 0,5 0,5
9 Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) 05 1 0,5 0,5
Итого 9 4,5 4,5

 

Учебно-тематический план второго года обучения

Наименование темы Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 0,5 0,5 1
2 Азбука дорожного

движения

1 4 4
3 Творческие конкурсы 1 1
4 Экскурсии 1 1
5 Итоговые занятия 1 1 2
Итого 3 6 9

Содержание программы:

Вводное занятие: обсуждение плана работы, инструктаж по технике безопасности.

Азбука дорожного движения:

Теоретическая часть: История ГИБДД, история правил дорожного движения, история автомототранспорта. Ознакомление с маршрутом безопасности. Дорога и ее составная часть. Разметка проезжей части. Место перехода улицы. Перекрестки и их виды. Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. История создания светофора. Светофорное регулирование. Сигналы регулировщика. Профессия — инспектор ГИБДД. Движение на велосипедах и роликах

Практическая часть: Встреча с сотрудником ГИБДД. Тест на знание правил дорожного движения. Создание макета автомобиля. Создание безопасного маршрута «Дом — Школа — Дом». Зарисовка составных частей дороги. Дидактическая игра «Мы идем через дорогу». Подвижная игра «Перейди улицу». Викторина «Поведение пешеходов на перекрестках». Зарисовка дорожных знаков. Игры «Дорожная азбука», «Поставь дорожный знак». Игровое упражнение «Угадай, какой знак». Дидактические игры «Чего не стало», «Какой это знак?». Конкурсная программа «В стране дорожных знаков». Изготовление макета светофора. Отработка сигналов регулировщика. Кроссворд «Велосипед». Фигурное вождение велосипеда.

Творческие конкурсы: конкурс поделок «Безопасность дорожного движения», конкурс рисунков «На посту», составление рассказов на тему «Если бы я был инспектором ГИБДД».

Экскурсии: по улицам города, на опасные перекрестки, на пост ГИБДД, в отдел ГИБДД.

Итоговые занятия: проверка знаний, умений, навыков в соответствии с учебно-тематическим планом в форме конкурсно-игровых программ.

Второй год обучения

тема месяц всего В том числе
теория практика
1 Правила дорожные очень важны и нужны. История возникновения ПДД и светофора
2 Улица, транспорт и пешеходы 09 1 0,5 0,5
3 Наиболее безопасный путь в школу и домой (закрепление пройденного материала). Скрытые опасности на дороге 10 1  0,5  0,5
4 Движение пешеходов, их права и обязанности 11 1 0,5 0,5
5 Дорожные знаки. 12 1  0,5  0,5
6 Конкурс на лучший рисунок по БДД на темы «Нарушители», «Кто виноват?»
7 Игры детей и дорожная безопасность (закрепление пройденного материала) 01  1  0,5  0,5
8 Встреча с работниками ГИБДД 02 1 0,5 0,5
9 Наш друг—светофор
10 Инспектор ГИБДД (регулировщик)—наш помощник 03 1 0,5 0,5
11 Знакомство с транспортом города. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства 04  1 0,5 0,5
12 Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте 05 1 0,5 0,5
13 Викторина «Красный, желтый, зеленый»
14 Экскурсия по городу
15 Подведение итогов 05 1 0,5 0,5
Итого 9 4,5 4,5

 

Учебно-тематический план третьего года обучения

Наименование темы Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 0,5 0,5 1
2 Азбука дорожного

движения

2 2 4
3 Творческие конкурсы 1 1
4 Экскурсии 2 2
5 Итоговые занятия 1 1 2
Итого 3 6 9

Содержание программы:

Вводное занятие: обсуждение плана работы, инструктаж по технике безопасности.

Азбука дорожного движения:

Теоретическая часть: Мой город. Развитие видов транспорта в городе. Безопасные маршруты. Опасности на улицах и дорогах, «дорожные ловушки». Дорога, ее элементы. Виды дорог. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Основные правила оказания первой доврачебной помощи. Транспортировка пострадавшего при ДТП. Правила движения велосипедистов.

Практическая часть: Дидактическая игра «Угадай название улицы».

Подвижная игра «Перейди улицу». Игра «Перекресток загадок». Составление безопасного маршрута «Дом — ЦВР — Дом». Ролевые игры по ситуациям. Составление ПДД «Я и дорога». Викторина «Азбука дороги». Настольная игра «Законы улиц и дорог». Дидактические упражнения. Анализ ситуаций. Отработка навыков оказания первой доврачебной помощи. Фигурное вождение велосипеда. Конкурс «Мой друг — велосипед».

Творческие конкурсы: конкурс рисунков «Мой папа — водитель», конкурс рисунков, посвященных Памяти жертв ДТП, конкурс поделок «Дед Мороз — за безопасность дорожного движения», конкурс «Письмо родителям» (обращение к взрослым), конкурс поделок «Безопасность дорожного движения», конкурс листовок — обращений к женщинам ­водителям, конкурс кроссвордов и ребусов на тему «Безопасность дорожного движения».

Экскурсии: по улицам города, на опасные перекрестки, на пост ГИБДД, в отдел ГИБДД.

Итоговые занятия: проверка знаний, умений, навыков в соответствии с учебно-тематическим планом в форме конкурсно-игровых программ.

 

Третий год обучения

тема месяц всего В том числе
теория практика
1 Повторяем азбуку пешехода 09 1 0,5 0,5
2 Прогнозирование типичных опасных дорожных ситуаций с участием пешеходов 10 1 1
3 Организация дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика (закрепление пройденного материала) 11  1  1
4 Дорожные знаки, дорожная разметка 12 1 1
5 Дорожно-транспортные происшествия 01 1 1
6 Поведение школьников вблизи железнодорожных путей 02 1 1
7 Виды автомобилей. История возникновения трамвая, автобуса, троллейбуса (закрепление пройденного материала) 03  1  1
8 Фронтальная проверка знаний учащихся 04 1 1
9 Итоговая викторина по пройденному материалу 05 1 1
Итого 9 4,5 4,5

 

Методическое обеспечение программы.

  • Формы занятий по каждой теме отражены в содержании программы (беседы,     практические упражнения, ролевые игры, игры — соревнования, игры —  ­эстафеты, игры — путешествия, конкурсы, тестирование и анкетирование и т.д.).
  • Достижение целей программы осуществляется в процессе реализации

совокупности таких методов как методы убеждения, внушения, стимулирования,

требования, коррекции.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям детей ­приемов, связанных с организацией детской деятельности, и приёмов, направленных на организацию общения педагога и обучающихся.

  • Для осуществления образовательного процесса необходим следующий

дидактический материал:

—  плакаты, сюжетные картинки, отражающие различные дорожные ситуации;

—  комплекты дорожных знаков;

—  наборы различных игр по ПДД;

—  макеты дорожной разметки и автомобильной дороги.

Техническое оснащение занятий:

—  компьютеры, мультимедиа, фотоаппарат.

 

Список литературы, рекомендуемый детям

  1. А.В. Петров. Я бегу через дорогу. — Изд. дом «Карапуз», 2016
  2. Газета «Добрая дорога детства»
  3. Л.Шугуров. 365 рассказов об автомобилях. – «РОСМЭН-ПРЕСС», 2017
  4. М.Садовский, Л. Садовская. Дорожная азбука в картинках. – «ОЛМА — ПРЕСС»,2014
  5. Н.Терентьева, Е.Позина.  Правила дорожного движения для детей. —  «Стрекоза», 2010

 

Список литературы для педагогов

  1. А.Рыбин, М.Маслов. Обучение правилам дорожного движения. —  М, «Просвещение», 2015
  2. Е.А. Воронова. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. — Ростов н/Д, 2016
  3. Е.Козловская, С.Козловский. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М, Третий Рим, 2012
  4. Комментарии к Правилам дорожного движения
  5. О.Ю.Старцева. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Методические материалы. — Вологда, 2016

8.С.И. Эйгель. 25 уроков по ПДД. – М., Эксмо-Пресс,  2008

9.С.И. Эйгель. Словарь дорожных знаков. – М., Эксмо-Пресс,  2008

Автор публикации

не в сети 4 недели

Тамара Морозова

С 02.09.2018
КОММЕНТАРИИ: 0 ПУБЛИКАЦИИ: 2 Рейтинг: 0

Оставьте комментарий

Другие статьи