В России только за 2016-й число погибших в ДТП составило 20,3 тыс. человек. Условно эти данные означают, что ежедневно мы теряли в авариях более 50 человек.
Но если задуматься над тем, что ещё 10 лет назад на дорогах гибли ежедневно практически 90 человек, а ещё раньше (в 2004-м) — около 100, то вывод напрашивается один: комплекс мер по повышению безопасности дорожного движения даёт свои результаты. И немаловажную роль в этом играют воспитание и образование участников дорожного движения, в том числе реализуемый в России метод непрерывного обучения безопасности на дорогах.
Основу закладывают родители
Основой непрерывного обучения детей являются знания, которые должны заложить в них родители и на которых будет стоять вся система. Именно поведение пап и мам на дороге — первое знакомство малышей с основами ПДД.
А на этом уже строятся программы по непрерывному обучению. Они, в свою очередь, делятся на несколько направлений, попадающих в зону ответственности министерств, ведомств, общественных организаций, социально-ответственного бизнеса, с привлечением коммерческого образовательного сектора и государственных образовательных структур.
В начале вступают дошкольные образовательные организации, затем, уже в школе, образовательный процесс подхватывают отряды Юных инспекторов движения (ЮИД) — объединения школьников, которые с 1973 г. являются одной из главных организаций, поддерживаемых органами образования и Госавтоинспекцией. ЮИДовцы занимаются изучением основ безопасного поведения на дороге и прививают навыки такого поведения ученикам младших классов и своим сверстникам.
«За десятки лет существования на базе образовательных организаций ЮИД можно сделать вывод, что все выпускники отрядов — это граждане с твёрдо сформировавшейся дорожной культурой и хорошей перспективой на продолжение этой деятельности в рамках будущей профориентации», — считает начальник отдела пропаганды БДД и профилактики ДДТТ полковник полиции Максим Белугин.
В качестве материалов для работы с детьми руководители ЮИД, как и их коллеги из других организаций, часто используют методики и наработки экспертных сообществ, которые занимаются реализацией региональных и всероссийских программ по безопасности дорожного движения. Наиболее значительных успехов по проведению таких масштабных программ и кампаний за 10 лет своего существования добился экспертный центр «Движение без опасности», работающий совместно с Госавтоинспекцией МВД РФ и бизнес-структурами, одной из которых является Российский союз автостраховщиков (РСА).
Результатом многолетнего сотрудничества Российского союза автостраховщиков с экспертным центром «Движение без опасности» и Госавтоинспекцией стали 16 социальных кампаний, каждая из которых касалась наиболее острых проблем, выявленных статистикой ДТП.
«Целью наших совместных проектов является сохранение жизни и здоровья граждан на дорогах страны, — рассказывает президент РСА Игорь Юргенс. — При определении целей, задач и инструментов реализации проектов мы исходили из того, что в мире в последнее время по вопросам дорожно-транспортной безопасности произошли крупные положительные изменения во взглядах, понимании и практике предупреждения дорожно-транспортного травматизма. Суть этих взглядов в следующем: травмы в результате ДТП в значительной степени предсказуемы, а потому предупреждаемы. Эта проблема создана человеком и поддаётся рациональному анализу и контрмерам».
В этом году главным масштабным проектом РСА стали созданные в рамках поручений президента, данных на Госсовете по безопасности дорожного движения в марте 2016-го, Центры по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности» — автогородки, разработку которых взял на себя экспертный центр «Движение без опасности». Основу автогородков составили модели дорожных ситуаций с использованием макетов дорожной инфраструктуры. На базе этих центров опытными тренерами проводятся занятия по БДД для детей разных возрастных групп. Основным отличием «Лаборатории безопасности» от других тренировочных площадок является их оснащённость большим автомобилем, позволяющим выезжать в самые глухие уголки региона и доставлять туда педагогов и оборудование для занятий.
Процесс запуска, апробация и функционирование центров происходят под контролем губернаторов, а дальнейший учёт и работа остаются за межведомственными организациями.
«Мы понимаем, что обучать детей безопасному поведению на дорогах необходимо с самого юного возраста. Много автогородков для детей быстро не построить, а мобильный автогородок — хорошее решение. Это лаборатория, которая может добраться до любого уголка области. Мы рассчитываем, что дети, прошедшие здесь обучение, в дальнейшем будут грамотными водителями и законопослушными людьми, — подчеркнула губернатор Владимирской области Светлана Орлова во время открытия «Лаборатории» в регионе. — Наша задача — получить следующее поколение дисциплинированных и культурных водителей».
Недавно автомобиль «Лаборатория безопасности» был представлен первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Игорю Шувалову и членам Правительственной комиссии по БДД, которые по достоинству оценили его функционал и отметили, что центры имеют хорошие перспективы в решении вопросов по снижению смертности, обеспечению безопасности дорожного движения и усилению работы федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению безопасности дорожного движения, которая в 2012 г. была во второй раз выведена в качестве отдельной структуры под ведомством Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Учатся и стар и млад
Основной задачей ФЦП стала пропаганда безопасного дорожного движения и культурного поведения участников движения. Хорошим средством её решения стала прошедшая в этом году во второй раз социальная кампания «Навстречу безопасности».
К участию в ней приглашались пассажиры, пешеходы и водители разных возрастных групп и социальных статусов: для них в разных российских регионах сертифицированными тренерами и педагогами-психологами проводились адаптированные образовательные мероприятия и лекционные курсы.
«Обучение проходило точечно, — рассказал «АиФ» тренер ЭЦ «Движение без опасности» Дмитрий Стебаков. — Для каждого возраста мы подготовили свой курс. Для детей дошкольного и школьного возраста очень важна демонстрация реальных ситуаций. Поэтому малыши в основном проводили время на практической площадке, где становились пешеходами, пассажирами или водителями. С помощью специально подобранного реквизита мы отрабатывали дорожные правила, которые потом можно будет применять в реальной жизни. Что касается пожилых людей, то они двигались навстречу безопасности иным путём. Они смотрели обучающие фильмы и участвовали в интерактивных лекциях, построенных с учётом возрастных изменений и возможных сложностей «второго родительства», когда, пока родители работают, рядом с бабушками и дедушками находятся внуки».
Сегодня охват кампании «Навстречу безопасности» распространился на 9 регионов, а обучение по её программам прошли уже более 50 тыс. человек.
«Навстречу безопасности» — это возможность объяснить нюансы безопасности всем без исключения гражданам: и взрослым, и детям, и пожилым людям, — говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. — Как и другие наши кампании, она создавалась как способ решения важнейшей стратегической задачи — улучшения в стране демографических показателей. Только вдумайтесь, в прошлом году на каждые 100 тыс. российских граждан пришлось почти 14 человек, погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Это серьёзная цифра и серьёзный удар по экономике и национальному психическому здоровью. Наш экспертный центр разрабатывает кампании с учётом только одной цели — научить людей грамотно и ответственно пользоваться теми благами, которые даёт им автомобиль. Всё остальное, по большому счёту, лишь средства для достижения этой цели».
Эксперты в области безопасности дорожного движения напоминают, что непрерывное обучение БДД — это в первую очередь работа с населением, которое должно активно интегрироваться в образовательную среду и помогать государству выводить статистику ДТП в уверенный и бескомпромиссный ноль.
Ответы