Воспитание и знания ПДД. Как избежать неприятностей на дороге

В России только за 2016-й число погибших в ДТП составило 20,3 тыс. человек. Условно эти данные означают, что ежедневно мы теряли в авариях более 50 человек.

Но если задуматься над тем, что ещё 10 лет назад на дорогах гибли ежедневно практически 90 человек, а ещё раньше (в 2004-м) — около 100, то вывод напрашивается один: комплекс мер по повышению безопасности дорожного движения даёт свои результаты. И немаловажную роль в этом играют воспитание и образование участников дорожного движения, в том числе реализуемый в России метод непрерывного обучения безопасности на дорогах.

Основу закладывают родители

Основой непрерывного обучения детей являются знания, которые должны заложить в них родители и на которых будет стоять вся система. Именно поведение пап и мам на дороге — первое знакомство малышей с основами ПДД.

А на этом уже строятся программы по непрерывному обучению. Они, в свою очередь, делятся на несколько направлений, попадающих в зону ответственности министерств, ведомств, общественных организаций, социально-ответственного бизнеса, с привлечением коммерческого образовательного сектора и государственных образовательных структур.

В начале вступают дошкольные образовательные организации, затем, уже в школе, образовательный процесс подхватывают отряды Юных инспекторов движения (ЮИД) — объединения школьников, которые с 1973 г. являются одной из главных организаций, поддерживаемых органами образования и Госавтоинспекцией. ЮИДовцы занимаются изучением основ безопасного поведения на дороге и прививают навыки такого поведения ученикам младших классов и своим сверстникам.

«За десятки лет существования на базе образовательных организаций ЮИД можно сделать вывод, что все выпускники отрядов — это граждане с твёрдо сформировавшейся дорожной культурой и хорошей перспективой на продолжение этой деятельности в рамках будущей профориентации», — считает начальник отдела пропаганды БДД и профилактики ДДТТ полковник полиции Максим Белугин.

В качестве материалов для работы с детьми руководители ЮИД, как и их коллеги из других организаций, часто используют методики и наработки экспертных сообществ, которые занимаются реализацией региональных и всероссийских программ по безопасности дорожного движения. Наиболее значительных успехов по проведению таких масштабных программ и кампаний за 10 лет своего существования добился экспертный центр «Движение без опасности», работающий совместно с Госавтоинспекцией МВД РФ и бизнес-структурами, одной из которых является Российский союз автостраховщиков (РСА).

Результатом многолетнего сотрудничества Российского союза автостраховщиков с экспертным центром «Движение без опасности» и Госавтоинспекцией стали 16 социальных кампаний, каждая из которых касалась наиболее острых проблем, выявленных статистикой ДТП.

«Целью наших совместных проектов является сохранение жизни и здоровья граждан на дорогах страны, — рассказывает президент РСА Игорь Юргенс. — При определении целей, задач и инструментов реализации проектов мы исходили из того, что в мире в последнее время по вопросам дорожно-транспортной безопасности произошли крупные положительные изменения во взглядах, понимании и практике предупреждения дорожно-транспорт­ного травматизма. Суть этих взглядов в следующем: травмы в результате ДТП в значительной степени предсказуемы, а потому предупреждаемы. Эта проблема создана человеком и поддаётся рациональному анализу и контрмерам».

В этом году главным масштабным проектом РСА стали созданные в рамках поручений президента, данных на Госсовете по безопасности дорожного движения в марте 2016-го, Центры по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности» — автогородки, разработку которых взял на себя экспертный центр «Движение без опасности». Основу автогородков составили модели дорожных ситуаций с использованием макетов дорожной инфраструктуры. На базе этих центров опытными тренерами проводятся занятия по БДД для детей разных возраст­ных групп. Основным отличием «Лаборатории без­опасности» от других тренировочных площадок является их оснащённость большим автомобилем, позволяющим выезжать в самые глухие уголки региона и доставлять туда педагогов и оборудование для занятий.

Процесс запуска, апробация и функционирование центров происходят под контролем губернаторов, а дальнейший учёт и работа остаются за межведомственными организациями.

«Мы понимаем, что обучать детей безопасному поведению на дорогах необходимо с самого юного возраста. Много автогородков для детей быстро не построить, а мобильный автогородок — хорошее решение. Это лаборатория, которая может добраться до любого уголка области. Мы рассчитываем, что дети, прошедшие здесь обучение, в дальнейшем будут грамотными водителями и законопослушными людьми, — подчеркнула губернатор Владимирской области Светлана Орлова во время открытия «Лаборатории» в регионе. — Наша задача — получить следующее поколение дисциплинированных и культурных водителей».

Недавно автомобиль «Лаборатория безопасности» был представлен первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Игорю Шувалову и членам Правительственной комиссии по БДД, которые по достоинст­ву оценили его функционал и отметили, что центры имеют хорошие перспективы в решении вопросов по снижению смертности, обеспечению без­опасности дорожного движения и усилению работы федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению безопасности дорожного движения, которая в 2012 г. была во второй раз выведена в качестве отдель­ной структуры под ведомством Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Учатся и стар и млад

Основной задачей ФЦП стала пропаганда безопасного дорожного движения и культурного поведения участников движения. Хорошим средством её решения стала прошедшая в этом году во второй раз социальная кампания «Навстречу безопасности».

К участию в ней приглашались пассажиры, пешеходы и водители разных возрастных групп и социальных статусов: для них в разных российских регионах сертифицированными тренерами и педагогами-психологами проводились адаптированные образовательные меро­приятия и лекционные курсы.

«Обучение проходило точечно, — рассказал «АиФ» тренер ЭЦ «Движение без опасности» Дмитрий Стебаков. — Для каждого возраста мы подготовили свой курс. Для детей дошкольного и школьного возраста очень важна демонстрация реальных ситуаций. Поэтому малыши в основном проводили время на практической площадке, где становились пешеходами, пассажирами или водителями. С помощью специально подобранного реквизита мы отрабатывали дорожные правила, которые потом можно будет применять в реальной жизни. Что касается пожилых людей, то они двигались навстречу без­опасности иным путём. Они смотрели обучающие фильмы и участвовали в интерактивных лекциях, построенных с учётом возрастных изменений и возможных сложностей «второго родительства», когда, пока родители работают, рядом с бабушками и дедушками находятся внуки».

Сегодня охват кампании «Навстречу безопасности» распространился на 9 регионов, а обучение по её программам прошли уже более 50 тыс. человек.

«Навстречу безопасности» — это возможность объяснить нюансы безопасности всем без исключения гражданам: и взрослым, и детям, и пожилым людям, — говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. — Как и другие наши кампании, она создавалась как способ решения важнейшей стратегической задачи — улучшения в стране демографических показателей. Только вдумайтесь, в прошлом году на каждые 100 тыс. российских граждан пришлось почти 14 человек, погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Это серьёзная цифра и серьёзный удар по экономике и национальному психическому здоровью. Наш экспертный центр разрабатывает кампании с учётом только одной цели — научить людей грамотно и ответственно пользоваться теми благами, которые даёт им автомобиль. Всё остальное, по большому счёту, лишь средства для достижения этой цели».

Эксперты в области без­опасности дорожного движения напоминают, что непрерывное обучение БДД — это в первую очередь работа с населением, которое должно активно инте­грироваться в образовательную среду и помогать государст­ву выводить статистику ДТП в уверенный и бескомпромиссный ноль.

АиФ

Автор публикации

не в сети 1 час

Юный Инспектор

С 28.04.2014
КОММЕНТАРИИ: 0 ПУБЛИКАЦИИ: 96 Рейтинг: 1

Оставьте комментарий

Другие статьи