Проект «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками общественного транспорта, а иногда и во дворе дома. К сожалению, нередко участниками дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становятся все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров — детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания «паркуется» не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад и даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на дорогах, где имеются светофоры и дорожные знаки, но и в тех местах, где нет технических средств регулирования. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт. Предоставленные около дома самим себе дети мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, у них еще не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на велосипеде. Иногда школьники живут далеко от образовательного учреждения, поликлиники, дедушек и бабушек и им приходится пользоваться общественным транспортом. В этих случаях ребенок выступает в роли пассажира и должен знать основные правила поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро. Таким образом, проблема «ребенок на улице» и «ребенок и автомобиль» приобретает все большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения.
Кроме того, ребенок-пешеход на улице города всегда идет рядом или за руку со взрослыми. И если этот взрослый не хочет выполнять правила дорожного движения, вряд ли их знание малышам поможет в данном случае перейти дорогу. Нарушая ПДД, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям. Поэтому проблему нужно решать не изолированно в детском саду или в школе, а привлекать к этой работе родителей.
Актуальность проекта:
Жизнь, какой бы сложной она ни была временами, замечательна. Недаром мы все так дорожим ею. Однако существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь. Каждый по нелепой случайности может оказаться в ситуации, когда минуты (да что минуты — секунды!) решают: быть несчастному случаю (трагедии) или не быть.
Вывод один — надо уметь предвидеть опасности, быть предельно внимательным и собранным, знать правила поведения в критической ситуации и способы выхода из неё. И прежде всего одна из категорий формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Проблема:
Одна из главных проблем — формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.
Вид проекта:
- Информационно — практико — ориентированный, творческий.
- По количеству участников проекта: групповая деятельность учащихся, их родителей и педагогов.
- Продолжительность проекта: 3 года (2017-2020 учебные годы)
Цель:
развитие ответственности у воспитанников, формирование способности отторжения негативного поведения на улице и в общественном транспорте; создание на территории микрорайона, где находится школа устойчивой среды сопротивления нарушениям правил дорожного движения среди учащихся.
Задачи:
— приобщить воспитанников отряда ЮИД к устойчивому соблюдению правил дорожного движения, направить их деятельность на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
— подготовить смену членов детского отряда ЮИД;
— развить положительную самооценку у воспитанников;
— формировать способность у детей к сопротивлению негативному воздействию извне;
— привлечь внимания родителей к проблеме нарушений ПДД учащимися.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта:
— понизится количество детей нарушающих ПДД
— повысится престиж профессии работника ГИБДД
— повысится престиж здорового образа жизни
— у учащихся сформируется чувство ответственности за свое поведение на дорогах и общественном транспорте.
Основные направления деятельности отряда в проекте:
1. Изучение правил дорожного движения (ПДД).
Изучение правил дорожного движения предлагает поэтапное знакомство с правилами дорожного движения; с основными понятиями и терминами; обязанности пешеходов, обязанностями пассажиров; регулированием дорожного движения; основными требованиями к движению велосипедов.
Основными формами и методами проведения занятий являются: лекции, беседы викторины, игровые занятия, встречи и т.д.
2. Обучение оказания первой медицинской помощи (ПМП).
Оказание первой медицинской помощи рассчитано на то, чтобы научить членов детского объединения основам оказания ПМП. Изучение ведется в сотрудничестве с медсестрой школы. В ходе реализации предполагается проведение теоретических и практических знаний. При дорожно-транспортных происшествиях могут складываться самые разнообразные ситуации. Поэтому, прежде всего изучение проводится поэтапно: со знакомства дорожных происшествий и их характеристик; с видами ран способами их обработки; с видами кровотечений и способами их остановок; с правилами наложения жгута; с признаками переломов, ожогов и доврачебная помощь при отмораживании; с правилами транспортировки пострадавших и другие.
3. Изучение велотехники.
Изучение велотехники призвано способствовать укреплению физического здоровья, формированию умений и навыков в области знаний велотехники. В процессе отработки навыков управления велосипедов целесообразно использовать методику проведения соревнований в виде эстафет, игр. Это направление предлагает изучение технических требований, предъявленных к велосипеду; знакомство с правилами езды на велосипеде; движение групп велосипедистов.
4. Фигурное вождение велосипеда.
Отличными особенностями этого направления являются практические занятия, которые в основном ориентированы на спортивно — оздоровительные мероприятия: соревнования, велокроссы. В связи с тем, что направление ориентируется и предусматривает занятия физической культурой, учащиеся, занимающиеся в отряде, должны пройти медицинское обследование на пригодность к занятиям. На практических занятиях, как правило, ребята объединяются в группу по 3-4 человека для разучивания упражнений: « Узкая дорога», « Ворота», « Качели», «Доска», «Змейка» и т.д.
Описание проекта:
Методы достижения поставленной цели | Механизмы реализации проекта | Ответственные за осуществление деятельности |
Пропаганда соблюдения ПДД | Организация занятий старших школьников с младшими, соревнований между учащимися, викторин, конкурсов | Отвечают сами учащиеся |
Осуществление связи с сотрудниками ГИБДД | Изучение участниками проекта ПДД, встречи с работниками ГИБДД, изучение истории ГИБДД | Руководитель объединения ЮИД, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе |
Организация и проведение бесед | Организация игр, подготовка творческих работ учащимися | Руководитель объединения ЮИД, воспитанники объединения ЮИД |
Проведение акций | Акции, направленные на пропаганду соблюдения ПДД, а также акции направленные на привлечении родителей к данной проблеме. | Участники проекта |
Выпуск газет в классах | Информационные листки, выходящие один раз в месяц, форматом А – 4, с содержанием актуальным для школы. | Воспитанники объединения ЮИД |
Организация фотовыставок | Выставки работ самодеятельных фотографов, направленные на воспитание негативного отношения к нарушениям ПДД. | Классные руководители совместно с отрядом ЮИД |
Организация конкурсов рисунков | Конкурсы эффективно проводить с младшими школьниками, организовывать выставки рисунков. | Классные руководители совместно с отрядом ЮИД |
Организация и проведение шоу- программ | Проведение спектаклей подготовленных самими детьми. | Руководитель объединения ЮИД совместно с воспитанниками объединения ЮИД |
Индивидуальные консультации с учащимися | Индивидуальные консультации проводит преподаватель ОБЖ | Классные руководители совместно с заместителем по воспитательной работе и преподаватель ОБЖ |
Оценка достижений намеченных результатов и отчетности:
Положительные результаты проекта можно оценить по следующим показателям:
- Социальная активность учащихся, привлеченных к работе в проекте.
- Уменьшение количества детей, нарушающих ПДД (по данным анкетирования в конце учебного года).
- Наличие у группы детей мотивации к самостоятельной работе по данной теме, формирование у них ответственности и организационных навыков.
- Уровень вовлеченности детей к решению данной проблемы.
- Проявление у детей негативного отношения к нарушениям ПДД и наличие устойчивой позиции сопротивления нарушениям ПДД.
- Активность детей при проведении конкурсов и различных мероприятий.
- Наличие положительных откликов на проведение шоу- программ, конкурсов рисунков и другой деятельности.
- Распространение опыта работы в школе.
- Установление прочных связей в пропаганде безопасности на дорогах с работниками ГИБДД и родителями.
Автор и руководитель проекта:
Баширова Наталья Юрьевна, учитель музыки, ОБЖ, руководитель объединения ЮИД
МОУ Быковская СОШ № 14, Раменский район, Московская область.
Ответы